| 
								
								 | 
		
		 Интервью с Владимиром Гусевым и Юрием Ваксманом.  
		Про «Интервью» 
		Неделю назад самые культурные члены ИМХОклуба посмотрели спектакль Ярославского 
		камерного театра – «Интервью». Специально для ИМХОклуба с главным артистом 
		и директором театра побеседовала Юлия Рейдер.  
		Сбой в компьютере приписал лишний нолик в налоговой декларации. 
		Госведомство посылает агента узнать, что изменилось в делах коммерсанта, 
		владельца небольшого ателье по ремонту одежды. Оба — агент и бизнесмен — 
		пришлые в своей стране. Один — потомок давно укоренившихся поселенцев. Другой 
		— изгой, только что прижившийся в Штатах. Один — человек системы, не лишенный 
		чувства чести и справедливости. Другой — человек, бегущий от власти, прошедший 
		через все жернова жизни и концлагеря. За формальным поводом для встречи 
		разворачивается настоящая драма... «как это часто бывает, когда от галочки 
		зависит так много... иногда даже жизнь». 
		 
		Сильно! И эмоционально! На этот спектакль не достать билеты, хотя он идет 
		уже почти 14 лет. Из Москвы специально едут в Ярославль, чтобы увидеть его, 
		везунчики смотрят в проходах, приходят по многу раз. Шквал аплодисментов, 
		и слова лишние... И вот «Интервью» в Риге... 
		 
		Мои собеседники Владимир Гусев, заслуженный артист России, и Юрий Ваксман, 
		директор Ярославского камерного театра, нашли время, между премьерами в 
		Риге и Таллине, чтобы встретиться и поделиться впечатлениями о рижском зрителе. 
		Все началось с репетиций в нерабочее время в «Кафе актеров»…  
		 
		  
		 
		— Несмотря на такой успех, что вы могли бы сказать тем зрителям, 
		кто не попал вчера на спектакль? 
		 
		Юрий Ваксман: - Мы прекрасно понимаем, люди не знают и 
		не слышали о Ярославском камерном театре... Плюс мы не могли определиться 
		по цене, и цена оказалась завышенной. Поэтому жалко, что они не были. Хотелось 
		бы еще раз приехать, что мы и планируем сделать в апреле. 
		 
		Владимир Гусев: - Кроме того, хочу добавить, что есть такой 
		стереотип — «провинциальный театр». Он в голове у людей. Хотя никто не даст 
		соврать: столько приезжают столичных «халтур», киношных актеров, обычно 
		с комедией, желательно с пошлиночкой, а люди идут и платят немалые деньги. 
		 
		Юрий Михайлович и я категорически отрицаем понятие "провинциальный театр" 
		или "провинциальное искусство". В Ярославле живут и работают художники мирового 
		уровня, у нас много замечательных актеров. Именно в Ярославле живет самый 
		известнейший и самый признанный аниматор в мире — Александр Петров, получивший 
		«Оскар» за фильм «Старик и море». Ярославль провинциален по географии, но 
		не провинциален по духу! 
		 
		— Почему именно «Интервью» — в Риге, ведь у вас большой репертуар? 
		 
		ЮB: — Да, мы только потом узнали о совпадении событий. 
		На спектакле, который был в три часа дня, несколько женщин, бабушек, ушли. 
		Но «Интервью» в Риге – потому что это самый «компактный» спектакль. Только 
		два актера, декорации, которые конструктивно складываются. То есть для пробного 
		раза это был самый экономичный спектакль. Мы знаем по опыту, что нельзя 
		затягивать, и буквально весной планируем приехать с тремя спектаклями. Потому 
		что как только затянешь или сделаешь большой перерыв, люди начинают забывать. 
		 
		  
		 
		 
		— Насколько тяжело играть в таких эмоциональных спектаклях? 
		 
		ЮB: — Это больше вопрос к Владимиру. У Вовки более драматическая 
		роль, требующая таких эмоциональных затрат, воспоминаний, пропущенных через 
		себя, они должны быть живыми. Я больше устаю, потому что у меня больше внимание 
		на развитие и управление, а Вовка каждый спектакль играет как последний! 
		Каждый спектакль! 
		 
		— Много ли вы ездите с гастролями? 
		 
		ЮВ: — Мы с театром в Риге первый раз, завтра едем в Таллин, 
		там спектакль в Русском театре Эстонии — Vene Teater. Мы были на Украине, 
		а так в основном в России: Москва-Питер, Москва-Питер. У нас сцена специфическая, 
		не везде ее можно найти, она развернутая, большая. Самая идеальная площадка 
		для нас – это театр Спивака в Санкт-Петербурге.  
		 
		ВГ: — У нас очень хорошая труппа. Есть свой костяк — всего 
		семь человек камерных артистов. Когда нужно больше, мы приглашаем артистов, 
		хоть это и тяжело финансово, так как мы — частный камерный театр.  
		 
		ЮВ: — Последние несколько лет государство нам помогает, 
		ссуды дают. Их хватает на 10 спектаклей и 15 встреч, сделал декорации — 
		а дальше за свой счет везде вожу. Был спонсор, поклонник наш, обещал нас 
		сюда привезти и Литву оплатить — мы даже побывали в Паневежисе, — но пропал 
		куда то. Есть люди, которые просто помогают.  
		 
		Кроме того, сейчас "ЯрСинема" – это одно из основных направлений, чтобы 
		выживал театр. Мы занимаемся производством кино, под заказ: 1-й, 2-й каналы, 
		РенТВ, НТВ. У нас снимались сериалы «Доктор Живаго», «Есенин», «Исаев», 
		всего более 70 телекартин и телевизионных сериалов, в том числе фильм «Гидравлика». 
		 
		— С чем вы планируете приехать к нам весной? 
		 
		ЮВ: — Весной мы привезем серьезные спектакли: «Дон Кихот» 
		и «Моцарт и Сальери» для малого зала Национального театра оперы и балета 
		и «Интервью» для тех, кто не видел его в этот раз. «Дон Кихот» — это масштабный 
		спектакль, там 11 человек, там у каждого судьба, длительность 4 часа 20 
		минут. 
		 
		— Такой длинный? 
		 
		ЮВ: - За 7 лет не ушел ни один зритель! 
		 
		ВГ: — Я вам весь сюжет не буду рассказывать, так, очень 
		кратко. В частной клинике для душевнобольных используют нетрадиционной метод 
		лечения — артотерапию. Цель – пробудить в пациентах творческую энергию, 
		чтобы пробиться к их подсознанию. Первые опыты уже дали положительные результаты, 
		и теперь начинается новый эксперимент. Доктор приглашает режиссера и просит 
		поставить спектакль по бессмертному роману великого писателя М. Сервантеса 
		«Дон Кихот».  
		 
		Начинаются репетиции с больными, где они играют и больных и персонажей. 
		Люди преображаются, но где-то на полпути к результату доктора начинают преследовать 
		смутные предчувствия неотвратимо надвигающейся катастрофы. Это надо видеть! 
		Это очень многопластовый спектакль, там есть и юмор и слезы, очень насыщенный 
		эмоционально. Если мы привезем этот спектакль, то это будет серьезное событие! 
		Впечатление от него «не перешибет» ничего, это я говорю безапелляционно! 
		 
		 
		Прогулка по Риге  
		 
		В этот приезд актерам не удалось попасть на экскурсию по старой Риге, зато 
		их «закулисные» коллеги имели возможность осмотреть достопримечательности 
		Старого города с небольшим экскурсом в его историю.  
		 
		  
		 
		 
		 
		Итого 
		 
		Ярославский камерный театр — это единственный самоокупаемый частный театр 
		в России, созданный в 1999 году Юрием Ваксманом, Владимиром Гусевым и Владимиром 
		Воронцовым. Как отметил на одной из пресс-конференций художественный руководитель 
		Владимир Воронцов: «Наша игра отличается особенностью метода. Это метод 
		великого театрального мастера Андрея Александровича Гончарова. Крайне сложно, 
		но можно его понять. Создавая пьесу, я думаю только о себе. Стараюсь удивить 
		себя. Если мне удастся удивить себя — то удивится и зритель». 
		 
		Оказавшись в первом ряду малого зала театра "Дайлес", поневоле становишься 
		участником драмы. Эмоции сравнимы с реальными событиями: трагедия конфликта 
		человека и системы, «где человек всегда проиграет», и личной катастрофой 
		каждого и общества в целом. Для Риги показ спектакля именно 25 ноября оказался 
		очень символичным. Именно в этот день в 1941 году произошла первая акция 
		уничтожения Рижского гетто, за одни сутки были расстреляны 20 тысяч человек 
		в Румбуле...  
		 
		Были зрители, которые днем побывали на месте трагедии, почтив память, а 
		вечером пришли на спектакль. Но даже люди, не связанные с этой трагедией, 
		могут ее пережить благодаря абсолютно мастерской и незабываемой игре Владимира 
		Гусева. Спектакль очень тонкий, затрагивающие такие важные вопросы, как 
		наши ценности, семья, долг, человечность, случай, смерть... Один акт, 120 
		минут, — и дни под впечатлением. Этот спектакль заденет струнку в душе каждого.
		 
		 
		Спектакль поставлен по пьесе американского писателя Питера Суэта, принесшей 
		ему Пулитцеровскую премию (аналог "Оскара" в кинематографе), а сам спектакль 
		был удостоен "Хрустального кубка" в 4 номинациях: лучший спектакль, лучшая 
		режиссура и обе мужские роли. 
		Юлия Рейдер. ИМХОклуб 
		 |